Написали бы просто: "Пива нет"
08.08.2012
Статья из №2 Журнала "РОСТ" июнь 2012
.
С июля этого года в России официально вводится новое понятие алкогольной продукции. На практике это означает приравнивание пива к крепким алкогольным напиткам с введением множества ограничений на оборот продукции пивоваренной отрасли. Одним из них является запрет с января 2013 г. на продажу пива и напитков на его основе в уличных киосках. Та же участь ожидает и никотиносодержащую продукцию. Чего ждать от введения подобных ограничений?
«Курить я буду, а пить не брошу»
История нынешней антиалкогольной и антитабачной кампании, которая ведется в России уже не первый год, весьма сложна и запутанна. Так, некоторые отечественные законодатели призывали приравнять пиво к крепкому алкоголю еще в середине 90-х годов, а в 2009 г. убрать продажу пива из киосков и запретить его реализацию по ночам стремилась, будучи губернатором Санкт-Петербурга, Валентина Матвиенко. Также широко известна активная деятельность члена Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктора Звагельского, который внес на рассмотрение в отечественный парламент наибольшее количество законопроектов, направленных на ограничение деятельности компаний, производящих и реализующих алкогольную продукцию. Сейчас участие в этом процессе принимают даже такие, казалось бы, далекие от данного рынка персоны, как известная актриса, а ныне еще и политический деятель Мария Кожевникова.
В конце 2008 г. тогдашний президент России Дмитрий Медведев подписал указ об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Деятельность данной организации направлена на создание и проведение в жизнь государственной политики в сфере производства и обращения алкогольной продукции. Кроме того, в конце 2009 г. российское правительство одобрило Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения нашей страны на период вплоть до 2020 г. Концепция была подготовлена по поручению Дмитрия Медведева страны силами сотрудников Росалкогольрегулирования. Названный законопроект, который вступает в силу в этом году, является лишь одним из многих официальных документов, регулирующих деятельность алкогольной и табачной отраслей.
Как декларируют органы власти, их главная цель – именно борьба с алкоголизацией российского населения и с негативными последствиями табакокурения. Невзирая на то, что очень многие участники рынка крайне не довольны деятельностью Росалкогольрегулирования, следует признать, что определенные положительные результаты действительно были достигнуты. Так, по данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя («ЦИФРРА»), нелегальный розлив в системе легальной розничной торговли уже в 2010 г. уменьшился в объеме на 45% и с тех пор стабильно снижается.
С другой стороны, и российская, и мировая практика проведения антиалкогольных кампаний ярко свидетельствует о том, что их эффективность находится под большим вопросом. Все прекрасно помнят, как аналогичная кампания первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева привела к вырубке на юге России виноградников и к упадку отечественной винодельческой отрасли, а затем и к потере около четверти всех доходов государственного бюджета, что явилось одной из основных причин распада страны в 1991 г.
В других странах дела в этой сфере обстоят не намного лучше. Например, некоторые эксперты полагают, что ограничительные меры при борьбе с алкоголизацией населения очень хорошо показали себя в таких странах, как Финляндия и Швеция, где различные запреты действуют уже более 20 лет. В этих скандинавских странах количество розничных точек, торгующих алкоголем, в расчете на душу населения в несколько раз меньше, чем в России. Существуют ограничения на ведение подобной торговли по времени суток, а также действует государственная монополия на продажу алкогольной продукции. Тем не менее, по данным центра «ЦИФРРА», за последнее десятилетие розничные продажи алкоголя в Швеции выросли на 70%. В Финляндии же алкоголизация мужчин за последние 40 лет увеличилась в два раза, а женщин – в шесть. Жители Санкт-Петербурга и Таллинна прекрасно осведомлены о последствиях этого процесса, так как постоянно видят в своих городах участников «алкогольных туров», прибывающих из соседней страны. Та же ситуация наблюдается и в сфере борьбы с табакокурением.
Невидимая рука рынка или видимая рука государства?
Естественно, возникает закономерный вопрос: если антиалкогольные и антитабачные кампании не имеют должного эффекта, зачем они тогда нужны? Большинство участников рынка дают однозначный ответ: для передела рынка в пользу структур, созданных и контролируемых российскими чиновниками и близкими к их кругу предпринимателями. Так, еще в начале 2011 г. Вадим Дробиз, директор центра «ЦИФРРА», констатировал, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка создана не только и не столько для борьбы с алкоголизацией населения, сколько для отстаивания интересов Частно-государственного партнерства (ЧГП), куда вошли ФГУП «Росспиртпром», ЗАО «Союзплодимпорт» и Восточно-европейская дистрибьюторская компания (ВЕДК), созданная совладельцем УК «Металлоинвест» и Coalco Василием Анисимовым. Это партнерство сразу же получило у участников рынка красноречивое определение – «бархатная монополия».
В начале 2011 г. Росалкогольрегулирование лишило лицензий на срок от двух недель до одного месяца распределительные центры ряда компаний («Гармония», «Септима» и др.). После того, как они согласились ввести в свой ассортимент бренды компаний, входящих в ЧГП, лицензии были возвращеныПомимо этого, на рынке достаточно много случаев поглощений и вынужденных слияний со структурами, близкими к Росалкогольрегулированию. По мнению Вадима Дробиза, перед этой структурой явно была поставлена задача по сокращению существующего количества дистрибьюторов алкогольной продукции в два–три раза. В текущем году штат Росалкогольрегулирования был существенно расширен, а консолидация алкогольной отрасли в руках крупнейших предприятий в составе ЧГП продолжилась еще более быстрыми темпами.
Когда суровая рука государства дотянулась до пивоваренной отрасли, существенные потери стали нести и ее участники. В борьбе с действиями чиновников пивовары предпочли сделать акцент не только на обвинениях в желании законодателей залезть к ним в карман, но и на бесполезности вводимых ограничений в том, что касается противодействия алкоголизации населения. В частности, президент группы «Очаково» Алексей Кочетов неоднократно делал заявления о бессмысленности активности, проявляемой госорганами в данной сфере: «Мы считаем, что не существует такого понятия, как пивной алкоголизм – это все равно, что винный или коньячный алкоголизм. На самом деле, есть просто алкоголизм, который не привязан к определенному роду продукции. За всеми этими законопроектами стоит лишь одно – уничтожение пивной отрасли в угоду водочной. Приравнивание пива к алкогольной продукции не только ударит с новой силой по пивоваренным компаниям, но и усугубит процесс алкоголизации среди россиян. Непродуманная акцизная политика государства уже привела к тому, что из-за увеличения цены на пиво россияне стали употреблять больше дешевых крепких напитков, о чем свидетельствуют данные Росстата. Последствия потребления крепкого алкоголя всем хорошо известны, и они никаким образом не укладываются в задачи антиалкогольной кампании государства и уж точно не способствуют оздоровлению нации».
К этой нешуточной борьбе подключились даже отечественные виноделы, которых законодатели неоднократно упрекали в производстве и реализации некачественной продукции. «В моем понимании, качество спирта, водки, вина и качество алкогольной продукции – это совершенно разные вещи, – говорит Леонид Поповичев из Союза виноделов России. – Когда мне говорят о борьбе за качество алкогольной продукции, я не понимаю, за что эти люди борются. Это абстрактная вещь. Наша цель – борьба за покупателя, чтобы он, заплатив деньги, получил удовольствие или ощущение, которое он ожидает от приобретенного продукта. Если он получил те ощущения, которые ожидал, значит, мы обеспечили качество нашей продукции».
Общий вывод участников алкогольного рынка: если бы государство действительно вело борьбу за оздоровление нации, оно занялось бы разъяснительной работой среди молодежи и повышением культуры потребления. Из европейской истории известно, что в XIX веке, например, в Англии многие люди спивались джином, а в Германии – шнапсом. Выход был найден в создании множества сортов качественного пива и максимально широкой сети пивных заведений. В Великобритании даже было принято официальное правило, согласно которому в шаговой доступности практически от любого городского дома должен иметься паб. Такая программа действий способствовала улучшению ситуации не только со здоровьем населения, но с экономикой и занятостью. Например, многие пабы открывались ранее безработными ветеранами боевых действий, которые Великобритания вела в ту эпоху по всему миру (именно по этой причине значительно количество британских пабов имеют названия и фирменную символику, связанную с военной тематикой).
А что ритейл?
К сожалению, в нашей стране органы власти не привыкли прислушиваться к мнению остального населения, и ему часто приходится приспосабливаться к условиям, заданным кем-то извне. Как ожидается, закон, о котором идет речь, не просто разорит множество мелких предпринимателей, владеющих киосками, но и существенно изменит потребительские привычки российских покупателей. Крупный сетевой ритейл, в свою очередь, не может не отреагировать на это.
Некоторые участники рынка розницы даже стали выдвигать предположения о том, что ассортимент крупных форматов ритейла в ближайшее время должен претерпеть заметные изменения. Ведь, как предполагается, теперь многие потребители будут покупать пиво и сигареты не в киосках, а в магазинах у дома и в дискаунтерах или закупать их «баклажками» и блоками соответственно в гипермаркетах и магазинах формата Cash&Carry. А это значит, что всем этим магазинам следует расширять предлагаемую матрицу алкогольной и никотиносодержащей продукции. Мы провели небольшой опрос игроков рынка и выяснили, что они думают о последствиях вступления в силу нового закона.
Елена Асанова
Руководитель PR-департамента ООО «реал,- Гипермаркет»
Безусловно, покупатели от киосков перейдут к другим доступным форматам. Выбор места, где они предпочтут приобретать пиво и сигареты, зависит исключительно от их покупательской способности. Киоски – далеко не всегда самый бюджетный вариант для покупки данной продукции. Поэтому мы не считаем, что люди станут, например, закупать сигареты блоками в дискаунтерах или искать подобную выгоду в каких-то массовых закупках. Скорее всего, они включат этот пункт в свой обычный закупочный лист на неделю. Здесь можно провести сравнение с тем сценарием, по которому потребители обычно приобретают туалетную бумагу: не отдельными рулонами, а блоком из нескольких штук.
В целом, сейчас сложно ответить на вопрос относительно глобальных последствий принятия нового законопроекта. Прежде необходимо будет проанализировать изменения в продажах, провести опросы среди покупателей и посмотреть, упускают ритейлеры некий значительный сегмент ассортимента или нет. Например, наша компания пока не планирует расширения ассортиментной линейки в сигаретах, так как все основные игроки и бренды в гипермаркетах «Реал» уже представлены.
Андрей Калмыков
Управляющий компанией Trade Help
Я считаю, что принятие данного законопроекта – правильное решение. В последние годы в России чрезвычайно развилось женское и подростковое курение и потребление пива, что приводит к заболеваниям и физической недоразвитости всего населения в целом. Сегодня именно киоски продают самые вредные и некачественные товары: сигареты, химически активные игрушки азиатских производителей, пиво, слабоалкогольные коктейли.
Поэтому пиво и сигареты перейдут в продажу в секции с отдельной кассой и с кассиром в супер- и гипермаркетах или могут быть вынесены за пределы гипермаркетов, как это было сделано, например, в США. При этом потребители действительно будут покупать сигареты в магазинах у дома и в дискаунтерах. Вряд ли рассматриваемый ассортимент во всех этих розничных форматах заметно расширится – сейчас он и так избыточно большой.
Дмитрий Осьминин
Генеральный директор ООО ТД «Дионис» (г. Пенза)
Очевидно, что вводимые ограничения на продажу пива и сигарет выгодны преимущественно крупным розничным сетям, таким, как, например, «Магнит». В составе нашей сети работают как небольшие киоски, так и стационарные магазины. И по их продажам хорошо видно, что в киосках люди приобретают преимущественно небольшие упаковки алкогольных и безалкогольных напитков, а также табачных изделий, тогда как в магазинах – более крупные. Соответственно, можно ожидать, что в ближайшее время большинство покупателей перейдет на закупки пива в больших бутылках, а сигарет – в блоках. Ожидаемое падение продаж пива составит, по нашим оценкам, не менее 20%–25%.