Первый юбилей
Статья из №2 Журнала "РОСТ" июнь 2012
.
Первый юбилей
5 лет назад несколько человек, горящих идеей консолидации отрасли розничной торговли, приняли решение параллельно с Союзом независимых сетей создать хозяйствующий субъект – Федеральный Закупочный Союз «Система «Т3С». За прошедшие годы удалось доказать, что, во-первых, такая единица жизнеспособна в российских условиях, а во вторых – может развиваться, расти, создавать ценности, формировать тренд консолидации в ритейле РФ.
Все началось с 9 сетей, с 9 проактивных предпринимателей, полных готовности решить любую задачу, создать с нуля схемы взаимодействия, алгоритмы и инструменты. Сначала никто не верил, что это надолго, потом никто не мог понять, что такое «Система «Т3С», как это работает, «с чем это едят»… Но вот прошло 5 лет, и можно с гордостью перечислить достижения Закупочного Союза:
- 47 участников
- 400 SKU товаров под собственными торговыми марками
- ежемесячная федеральная маркетинговая акция «Ценорез»ТМ
- фруктовые платформы в Санкт-Петербурге и Новороссийске
- современный склад ФРОВ в Москве
- «нетемпературная» логистика с использованием 3PL-оператора «Монблан»
- контракты прямого импорта
- создание системы региональных кластеров
Решены задачи консолидации сетей в области закупки биржевых товаров, формирования единой переговорной позиции для взаимовыгодного решения различных задач. Девиз «Все сложится!» – не просто слова. Совместными усилиями совершенно разные люди, разные сети из разных регионов складываются в крепкую команду, которая может решить любые задачи.
Кирилл Евстегнеев
Исполнительный директор Федерального Закупочного Союза «Система «Т3С»
|
5 лет – это много или мало? Если посмотреть на поставленные амбициозные цели, на успешные и «закрытые» проекты, можно сделать вывод, что со своей первоначальной задачей мы справились. «Система «Т3С» из периода детства и отрочества входит в этап юности и зрелости.
Безусловно, были и, скорее всего, будут локальные неудачи и неуспехи, связанные с реализацией этого проекта. Меня никогда не покидало чувство постоянного стартапа, ощущение какого то драйва, помогающего решать новые и новые задачи. К сожалению (а может быть, и к счастью), у нас не было возможности подсмотреть, как такой проект реализовывался у других, мы делали что-то совершенно новое, поэтому на нашем пути были не только награды, но и «шишки». Безусловно, мы изучили и продолжаем изучать опыт западных союзов и кооперативов (IGA, Costcutter, EDEKA, Intermarche, EMD). Какие-то технологии и опыт мы пытаемся перенести на наш рынок.
Важно отметить, что одним из серьезных факторов успеха развития «Системы «Т3C» были и остаются вовлеченность в работу собственников и топ-менеджеров региональных сетей-участников, постоянная конкуренция с федеральными производителями и их дистрибьюторами, постоянный поиск новых идей и методов...
СТМ
5 Торговых марок
400 SKU
6 Товарных категорий
40 сетей в проекте
Доля в обороте сетей 4%–10%
Т3С-Алко
75 SKU
25 сетей в проекте
2 уполномоченных логиста
30% – дополнительная прибыль сети
Т3С-ФРОВ
Прямой импорт и гарантированный выкуп
30 сетей в проекте
Фруктовые платформы в Санкт-Петербурге и Москве
Собственный штат экспертов
Т3С-Логистика
Склад «Монблан», возможность online-контроля
График контроля отгрузок
Т3С-Маркетинг
Листовки «Ценорез» – 1 млн экз.
Брендированные ДМП – более 1000
5 Торговых марок
400 SKU
6 Товарных категорий
40 сетей в проекте
Доля в обороте сетей 4%–10%
Т3С-Алко
75 SKU
25 сетей в проекте
2 уполномоченных логиста
30% – дополнительная прибыль сети
Т3С-ФРОВ
Прямой импорт и гарантированный выкуп
30 сетей в проекте
Фруктовые платформы в Санкт-Петербурге и Москве
Собственный штат экспертов
Т3С-Логистика
Склад «Монблан», возможность online-контроля
График контроля отгрузок
Т3С-Маркетинг
Листовки «Ценорез» – 1 млн экз.
Брендированные ДМП – более 1000
Если кратко пройтись по ключевым проектам Закупочного Союза, то можно выделить следующие моменты:
1. Удалось создать механизмы контроля и управления кредитными рисками внутри территориально распределенной организации, состоящей из разных участников (это всегда проблема в отношениях поставщика и сети).
2. Удалось создать простую распределенную IT-cтруктуру, позволяющую совершать операции в единой информационно-операционной системе от Астрахани до Мурманска и от Калининграда до Иркутска.
3. Разработали и реализовали систему прозрачности условий работы всех участников (это очень важно и является одним из основополагающих принципов партнерского сотрудничества).
4. Создали набор организационно-правовых схем, позволяющих отгружать товары от поставщиков, расположенных по всей стране, и получать товары множеством юридических лиц, находящихся по всей стране (на наш взгляд, абсолютно уникальный комплекс).
5. Простроили систему «не температурной» логистики с помощью независимых 3PL-операторов. Обеспечили прозрачность ценообразования этой услуги.
6. Создали, по сути, импортера и оператора ФРОВ, действующего как с использованием собственных платформ (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск), так и с использованием логистических возможностей партнеров-импортеров. Организовали службу контроля качества во всех точках отгрузки.
7. Создали и управляем обобществленными ценностями федеральными СТМ: («Союзная марка», Unimarka, «Хвала»). Важно, что все большую роль в этих продуктах играет не только цена закупки, но и «ценность» – ключевой параметр сотрудничества.
8. Создали и управляем Федеральными маркетинговыми инструментами: «Ценорез»ТМ, «Рост», «Каталог новинок».
Конечно, все эти проекты не могут быть воплощены в жизнь без квалифицированного менеджмента, и я горжусь тем, что за пять лет существования мы смогли создать коллектив, способный реализовывать самые сложные задачи в самых различных областях современного ритейл-бизнеса.
Фарит Багаутдинов
Собственник сети «Семья» (г. Магнитогорск)
|
Европейские закупочные союзы существуют уже по 50–70 лет. Россия запаздывает на этом пути, и мы, участники «Системы «Т3С», просто восстанавливаем естественный ход вещей. Угрозы со стороны федеральных сетей нарастают, так как каждая из них стремится занять как можно большую долю рынка. В перспективе малые сети не имеют шанса на выживание поодиночке. Необходимо объединяться, более тесно интегрироваться, переходить к кооперативным началам и единой символьной группе.
Олег Лебеденко
Собственник сети «Пятерочка» (г. Ульяновск)
|
Если посмотреть на 10–15 лет вперед, то на рынке продуктовой розницы России останется пятерка федеральных и транснациональных игроков, 20–25 региональных гигантов с оборотами свыше 15 млрд руб. и объединения малых ритейлеров, сетей с оборотами менее 10 млрд руб. У малых сетей не будет выбора, объединяться или нет. Обмен опытом, централизация закупок, общие собственные торговые марки – вот инструментарий развития рядом с крупными ритейлерами.
Андрей Евстратов
Собственник сети «Универсам Макаровский» (г. Муром)
|
Уже много лет назад назрела необходимость объединения региональных сетей для обмена информацией, для внедрения лучших практик, обмена опытом. И всегда витала в воздухе идея объединения закупок для получения коммерческого эффекта. И вот эта идея реализовалась в виде «Системы «Т3С». Считаю, что вектор развития Закупочного Союза задан верный. Конечно, еще есть много вопросов, но все знают, что вопросов нет только у... неживых.